Российские ученики завоевали шесть золотых медалей на международной естественнонаучной олимпиаде

Очередная очень важная школьная новость. Шесть российских ребят на международной естественнонаучной олимпиаде юниоров, которая завершилась в Амстердаме (Нидерланды), завоевали 6 золотых медалей.

В олимпиаде, между прочим, участвовали школьники из 48 стран!

Абсолютное первое место по сумме набранных баллов занял Григорий Бобков из столичной школы № 1589. Золото также у Ильи Панова и Никиты Чернова (оба из московской школы № 1568), Михаила Матвеева и Елисея Судакова (Вологодский многопрофильный лицей), Тимура Давлетбаева из знаменитого Республиканского лицея Саранска.

Эта международная олимпиада — одна из самых трудных. В чем-то напоминает она спортивный триатлон.

— Ребята должны быть универсалами, способными показать высокий результат сразу в трёх естественнонаучных дисциплинах — в химии, физике и биологии. Парни упорно готовились, — объясняет успехи российской сборной заведующий учебно-методической лаборатории по работе с одарёнными детьми МФТИ Валерий Слободянин, он руководил подготовкой команды. — В этом году олимпиада была с сильным уклоном в область биологии. Подготовка по этому предмету велась под руководством Игоря Киселёва, который тренировал ребят летом на сборах на базе образовательного центра «Сириус» в Сочи. Там же мы тренировали их по физике — совместно с проректором МФТИ Артёмом Вороновым, который является руководителем российской сборной по физике, получившей в этом году сразу пять золотых медалей. Перед самой олимпиадой ребята в течение недели проходили подготовку непосредственно в Физтехе, где занимались с другими нашими преподавателями.

Причем, только на знании теории выехать было невозможно: соревнования проходили в три тура: теоретический, практический и экспериментальный.

За этой новостью, также как и за новостью прошлой недели о том, что наши четвероклассники читают и понимают текст лучше своих сверстников из других стран мира, явно можно проследить тенденцию. Постепенно усилия, которые в течение двадцати последних лет прилагали и чиновники Минобрнауки, и эксперты, и специалисты, занимающиеся развитием системы образования, дают результаты. Вспомним 90-е годы, когда задолженность по зарплате учителей в некоторых регионах составляла год и больше. И задачей было выживание школы как важнейшего социального института, а уж точно не ее развитие. Постепенно ситуация стала выправляться. Сейчас интересно оглянуться назад и посмотреть, как с трудом, иногда просто «на зубах», вытягивали школу. Вспомнить приоритетный национальный проект «Образование», когда лучшие школы и учителя получили громадные по тем временам деньги (учителя – по 100 тысяч рублей). Таким образом формировались точки роста, на которые должны были равняться другие. И принцип «деньги идут за учеником» — когда школам стало выгодно развиваться, продумывать свое будущее с тем, чтобы к ним записывались больше школьников. И появление в каждой школе интернета (сейчас это кажется делом обычным, а в начале 2000-х это был невероятный прорыв).

И систему ЕГЭ, которая позволила по всей стране по одним и тем же критериям оценивать качество образования и так выявить тех, кто не может ребятам дать современное образование. Кстати, система методической помощи отстающим действует и сегодня – для таких школ разрабатывают специальные программы, учителей «прокачивают» через курсы повышения квалификации.

И новые федеральные государственные образовательные программы, которые требовали не зубрежки формул, а развитие навыков понимания — как пройденный материал использовать в реальной жизни.

Сейчас уже можно говорить о продуманной и поэтапно проводимой в России реформе системы образования, которая встречала, да и сейчас, впрочем, встречает жесткое сопротивление консерваторов, которым милее «старая советская школа». Хотя в общем-то и в советские времена школа не была единой, а менялась много раз в соответствии с временем и задачами, которые стояли перед обществом.

И еще я бы обратил внимание на то, что каждый год среди победителей международных олимпиад много ребят из регионов. Кстати, лет десять назад в сборных практически не было москвичей и было очень немного ребят их Санкт-Петербурга. Столичным ученикам не было смысла пробиваться сквозь жесткое сито отбора – у них и так под рукой были ведущие вузы страны — зачем надрываться? И мы выезжали за счет энтузиастов, сохранивших в регионах физико-математические и лингвистические лицеи и гимназии, по сути дела, на подвижниках.

Сегодня московские школьники лидируют среди победителей олимпиад. Но вровень с самыми продвинутыми столичными школами идут образовательные учреждения в провинции. Правда, таких регионов не много. Татарстан, Мордовия, Тюменская, Новосибирская, Воронежская, Челябинская, Кировская области, Пермский край. А остальные? Талантливые ребята есть в каждом регионе, но далеко не везде у них есть возможность развить свои способности, не покидая малую родину. Мне рассказывали в образовательном центре «Сириус», том самом, где тренируют сборные наших умников перед международными соревнованиями, что только половина регионов страны серьезно занимается поиском и поддержкой юных талантов. А представляете, как бы мы продвинулись, если бы невод, который бы находил и вылавливал способных учеников, был бы заброшен по всей стране?

Новых золотых медалистов поздравила министр образования и науки Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильева:

— Российские школьники показали блестящий результат, включая самый высокий показатель среди всех участников. Ребята доказали высокий уровень отечественной естественнонаучной школы. Желаю победителям новых достижений в учёбе и науке.

СПРАВКА «КП»

Международная естественнонаучная олимпиада проводится для школьников не старше 15 лет.

Состязание проходит в три тура. На тестовом туре участникам предлагается ответить на 30 вопросов теста, из которых 10 посвящены физике, 10 – химии и 10 – биологии.

Во втором теоретическом туре необходимо решить несколько задач по химии, физике и биологии.

В экспериментальном третьем туре участвуют команды из трёх человек. Таким образом, каждая страна представляет обычно две команды. В качестве задания предлагается эксперимент, для выполнения которого необходимы глубокие знания физики, химии и биологии. Помимо эксперимента, результаты которого обычно представляются в виде чисел, таблиц и графиков, участникам предлагается ответить на вопросы, связанные с экспериментом.