Смерти на уроках физкультуры — закономерность

Великая тайна

Статистика, как говорилось в одном известном фильме, знает все. Мы знаем, сколько в школе работает мужчин и женщин, сколько пенсионеров и молодых педагогов. Знаем, какова средняя наполняемость классов и продолжительность выполнения домашних заданий.

Но мы не знаем сколько опасных происшествий случается на уроках и переменах! Мы не знаем точно, сколько детей погибает на уроках физкультуры и после них. Сколько травм получают «на трудах», и сколько выбитых зубов дает ускорение на перемене, заканчивающееся встречей с подоконником. Мы не знаем, сколько детей с ограниченными возможностями здоровья ходят в обычные школы и сколько нуждаются в учебе в коррекционных кассах. Скольким нужна помощь логопедов.

Это «незнание» выяснилось после того, как министр образования и науки Ольга Юрьевна Васильева назвала цифру — 211 погибших за прошлый год — а ее стали опровергать, не приводя, впрочем, другой информации.

У нас около 15 миллионов учеников и больше миллиона учителей. Можно предположить, что и несчастных случаев должно быть немало. Но какие? Какие из них можно было бы предотвратить? И как нужно изменить системы детского здравоохранения и образования, чтобы дети росли здоровыми и успешными? Об этом недавно мы говорили в эфире Радио «КП».

Пора по базам

Одна из главных проблем – плохо работает связка школа-детская поликлиника. В поликлинике проводят диспансеризацию учеников. Но школа подробности о состоянии здоровья своих детей не знает (см. мнение юриста). Учителя тоже не приучены к тому, чтобы, случись что с ребенком, сообщать об этом в поликлинику педиатру. (Не дело же это педагога!) А медсестры и врачи в некоторых школах и детсадах недавно исчезли как класс.

В каждой школе есть электронный журнал и электронный дневник. Это называется «автоматизация системы образования». Но есть свои электронные базы в системе Минздрава, куда заносят истории болезней детей. Эти базы друг с другом никак не сообщаются. Нет общей информационной системы, которая бы позволяла и врачам посмотреть, сколько ребенок прогуливал, а классному руководителю узнать об особенностях здоровья ученика. Школьному психологу тоже не помешало бы знать некоторые факты, которые записывают медики.

Говорим про новую цифровую эпоху. Миллионы вкладываем в то, чтобы родители и учителя общались в интернете. А элементарно сопровождать ребенка с проблемами здоровья не получается. Хотя обычно вся информация есть. Только лежит она на полке, до которой специалистам не дотянуться.

ЗВОНОК ОТ СЛУШАТЕЛЯ

Это все кампанейщина!

Алексей, Самарская область:

— У меня жена работает в школе. Года три назад была кампания – распорядились, чтобы школы боролись с педофилией. Учителя расписывались в документе о том, что к ребенку нельзя даже пальцем дотрагиваться. Брали справки из милиции о том, что не были судимы. В конце прошлого учебного года свалилась новая кампания – учитель должен уметь спасать детей, оказывать первую помощь учащемуся. Потому что учитель несет ответственность за здоровье ребенка. Пришла врач из мединститута, с каждого учителя собрали по 450 рублей за ее лекцию. Она час рассказывала про правила помощи пострадавшим. На этом все закончилось.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЮРИСТА

Сергей Фёклин, юрисконсульт столичной школы №1286, преподаватель Московского городского педагогического университета:

Врачебную тайну еще никто не отменил

Вопрос «КП»:

— Сергей Иванович, можно создать единую детскую базу, куда будет занесена абсолютно вся информация про каждого ребенка?

С. Феклин:

— Можно создать все, что угодно, если законодательство вам это позволит. Но сейчас действуют два федеральных закона. Один – о защите персональных данных, второй – об основах охраны здоровья граждан. В них есть понятия «персональные данные» и «врачебная тайна».

— То есть учителям информация о здоровье ребенка доступна быть не может?

— Нет, если иное не будет предусмотрено в законодательных документах.

— То есть вариант только один. Родители берут в поликлинике справку, несут ее в школу и говорят – наш ребенок не очень здоров, пожалейте его.

— Да, именно так.

— И других вариантов нет?

— В Москве организовано взаимодействие между департаментом образования и департаментом соцзащиты. Информацию о детях с ограниченными возможностями здоровья школы получают автоматически, без запроса дополнительных документов.

— А такое решение закон не нарушает?

— Нет, информация по статусу детей с ОВЗ доступна школам. А вот для получения данных, относящихся к врачебной тайне, нужно все-таки вносить изменения в законодательство . В статье 13 323 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» есть исключения, при которых ряд организаций, должностных лиц получают доступ к сведениям, относящимся к понятию врачебная тайна.

— Классных руководителей, завучей, физруков, школьных медсестер среди них нет?

— Нет. Законом предусмотрено, что в целях расследования несчастного случая с обучающимся во время пребывания его в образовательной организации доступ имеют право получить органы власти и должностные лица. Но это тогда, когда трагедия уже произошла.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

У нас сколько здоровых детей в школе — 2% или 12%?

Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО:

— Безусловно, педагог должен знать о состоянии здоровья детей. Учитель физкультуры обязан планировать урок в соответствии с группами здоровья, к которым у него относятся дети. Есть основная, подготовительная и специальная медицинская группы (а вообще по классификации у нас пять групп здоровья, которые выделяют для несовершеннолетних). Он не имеет права давать детям из разных групп одинаковую нагрузку.

У учителя физкультуры — сложная и интересная программа. Она дифференцируется в зависимости от состояния здоровья детей. Все эти годы у нас в институте был сектор физического воспитания. Программы для школы, за исключением последних вариантов, разрабатывались методистами и преподавателями физической культуры месте с врачами по спортивной медицине, специалистами по возрастной физиологии, специалистами по физиологии мышечной деятельности.

Нынешние смерти на уроках физкультуры – это не случайность, а закономерность. Это как раз следствие того, что с ними работает безграмотный педагог. И у школы нет данных о состоянии здоровья детей.

Есть еще один фактор, на который никто не хочет обратить внимания. Это общая перегрузка детей. На ее фоне, при гиподинамии (дети у нас практически живут без двигательной активности) даже незначительная физическая нагрузка может вызвать тяжелую реакцию организма. У нас в лучшем случае 20% детей занимаются спортом.

Да и вообще нет точной картины. Вот же парадокс. Мы от медиков постоянно получаем противоречивые данные. То у нас одно ведомство сообщает, что школу заканчивают только 2% здоровых детей. А недавно Роспотребнадзор объявил, что 12% выпускников здоровы.

— Вы говорили, что и нормы ГТО, которые сейчас предлагают детям сдать, не соответствуют нагрузкам для подростков…

— Нормы ГТО должны быть разработаны на основе данных о физической подготовленности людей. Для этого должно быть популяционное исследование. А его последние двадцать лет не проводили.

— То есть взяли нормы ГТО 80-х годов прошлого века и ввели снова?

— Может быть, их кто-то модифицировал, но мне не известно, кто.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

У нас появляется «слепая зона»

Геннадий Онищенко, депутат Госдумы, в недавнем прошлом – главный санитарный врач страны:

— Любой случай травмы или гибели ребенка заслуживает пристального внимания. И не только в том учреждении, где это произошло, но и анализа на самом высоком уровне — начиная от правительства и соответствующего министерства. Нельзя однозначно все списывать на вину педагога.

У государства есть очень логичное место реализации своей ответственности за здоровье подрастающего поколения. Это школа.

Во всех школах в разных вариациях, но везде были медицинские кабинеты. Менялась концепция использования медицинских работников в школе, но всегда во главе угла стояла профилактика. А теперь у нас появляется слепая зона. Кабинеты есть, а постоянного присутствия в них медработников — нет.

Мы не можем рассчитывать только на родителей – у них зачастую нет ни желания, ни навыков, а, может быть, просто понимания, что ребенку надо периодически проводить профилактический осмотр. В результате мы не можем выявлять заболевания на ранних стадиях, когда это еще не носит органического характера, но уже есть его признаки – недомогание, сонливость, отставание в физическом развитии. Мы не можем соотнести те огромные нагрузки, которые наши дети получают в школе, с состоянием их здоровья.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В прошлом году на уроках физкультуры погибли 211 школьников

Только за прошлый учебный год на уроках физкультуры погибли более 200 детей. По словам министра образования и науки Ольги Васильевой, это связано с отсутствием в школе медицинской информации об учащихся.

— Персональная защита данных к чему привела — у нас нет медицинских карт, мы не знаем, чем болен ребенок, — считает Ольга Юрьевна (подробности)